Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Местное самоуправление в России XIX – начала XX в.в.(до 1917 г.). Реформы местного самоуправления Александра II и «Временного правительства»

При Александре II предпринимались попытки комплексной модернизации российского общества, были созданы постоянно действующие комитеты, к работе привлекались местные губернские представители. Начало процессу реформ было положено Манифестом 1861 года, в котором торжественно объявлялось об отмене крепостного права. К этому документу примыкало еще 19 законодательных актов. Было разработано «Положение о губернских и уездных земельных земских учреждениях», в соответствие с которым проводилась реформа органов местного самоуправления, или земская реформа.

Самодержавие сохранилось, но это была все-таки другая Россия. «Великие реформы» второй половины XIX века открыли дорогу российскому капитализму и делали неизбежным кардинальную реконструкцию всей системы государственного и муниципального управления, которая давно назрела.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1864 году Положения «О губернских и уездных земских учреждениях». Учреждалась новая модель земского самоуправления, имевшая реальные элементы подлинного самоуправления. Она опиралась на такие базовые основы, как всесословный характер земского представительства; учреждения земского самоуправления не включались в систему государственных органов; сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственно-экономическими вопросами; земские учреждения функционировали на основе самофинансирования, их потребности должны были удовлетворяться за счет собственных средств.

На уездном уровне формировались собрания и управы. Председателем уездного земского собрания по должности был уездный предводитель дворянства. В его состав входили выборные гласные и члены также по должности (городской голова, представители государственных ведомств и т.п.).

Выборы гласных проводились по трехклассной системе. К первому классу относились частные землевладельцы, не входившие в состав городских и сельских сообществ; ко второму – лица, принадлежавшие к городским сообществам; к третьему – представители сельских сообществ.

Уездные земские собрания избирали управы, являвшиеся исполнительными органами и состоявшие из председателя и двух членов. Численность уездной управы по постановлению земского собрания могла увеличиваться до четырех членов, а губернской управы с разрешения министра внутренних дел – до шести. Должности замещались на трехлетний срок путем выборов в соответствующих земских собраниях.

Председатели и члены управ состояли на государственной службе и получали фиксированное жалование. Для отраслевого управления земские собрания могли избирать «земских агентов» и образовывать специальные комиссии из гласных, а для контроля над деятельностью исполнительных земских органов избирались особые «участковые попечители». Властные полномочия земских учреждений выражались прежде всего в праве принимать обязательные к исполнению постановления, которые распространялись лишь на губернские органы. Принятое земским собранием постановление получало законную силу после утверждения губернатором.

Органы земского самоуправления избирались сроком на три года. В сферу земств входили: народное образование, организация здравоохранения, устройство и поддержание земских дорог, земская почта, статистический учет, попечение о местной торговле и промышленности, борьба с падежом скота и с вредителями сельского хозяйства, агрономическая помощь, заведование земским страхованием имущества и другие вопросы.

Уездные земства при участии сельских сообществ весьма успешно содержали земские школы, в которых давалось начальное образование. В 1880 году в России было 9108 земских школ, а через четверть века их количество утроилось.

Позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов оказало Городское положение 1870 года, в котором декларировалось, что «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно». В целом Городское положение 1870 года имело существенное позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов. Особое значение имело то, что Положение декларировало: «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно» (Черник И.Д. Местное самоуправление: история, теория, опыт. М., 1992. С.8-10) Городская реформа, также как и земская реформа, явилась уступкой централизованно-государственной системы нарождающемуся гражданскому обществу и была направлена на демократизацию городского управления и повышение гражданской активности населения.

Главная цель реформы заключалась в создании новой – несословной базы представительства в городском самоуправлении. Была пересмотрена система выборов: в них участвовали все жители города не моложе 25 лет, являющиеся российскими подданными и не имеющие долгов по уплате налогов.

Дума являлась высшим органом городского самоуправления и формировала исполнительный орган – городскую управу. К ведению органов городского самоуправления относились примерно те же вопросы, которыми занимались земства: начальное образование, народное здравоохранение, освещение улиц, поддержание мостовых и дорог, организация торговли в городе и т.п. В компетенцию городской думы входило составление городского бюджета.

Земское самоуправление проводило значительную работу, но его возможности были ограниченны. Жесткий контроль со стороны органов государственного управления на местах, недостаток финансовых средств, обладание в основном организационными и рекомендательными, а не принудительными рычагами сдерживало самостоятельность земств и негативно сказывалось на активности на местах.

Земское самоуправление вводилось постепенно, в течение десяти лет. После начала реформы оно было учреждено в 34 губерниях - менее чем на половине территории страны. К 1917 году земства действовали лишь в 43 губерниях.

Следует отметить, что в дореволюционный период развития местного самоуправления в России бытовало мнение о сочетании местного самоуправления и государственного управления. В Х1Х веке в теории местного самоуправления на первое место среди задач, решаемых общиной, выдвигались задачи частноправового характера, подчеркивалась невозможность на практике четко разграничить дела собственно общинные и государственные.

Основные положения государственной теории местного самоуправления нашли отражение в Положении о губернских и уездных учреждениях от 12 июня 1890 года и Городовом положении от 11 июня 1892 года.

Необходимо отметить, что и Временное правительство на своем краткосрочном этапе существования стремилось усилить роль местного самоуправления. Правительственная декларация (март 1917г.) в числе предстоящих преобразований придавала большое значение реформе местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права. Было созвано Особое совещание по реформированию местного самоуправления, которое инициировало разработку важных документов, велась работа по созданию муниципального законодательства, был учрежден государственный банк городского и земского кредита.

Эти меры должны были дать земству возможность развития, ему передавалась вся полнота власти на местах. Но Октябрьская революция изменила суть советов.

После победы революции предполагалось, что власть в новом государстве будет максимально децентрализованной и передана местным органам народного самоуправления. К январю 1918 года практически повсеместно советы взяли власть в свои руки. Народный комиссариат внутренних дел в январе 1918 года в обращении «Об организации местного самоуправления» указывал, что институт назначаемых сверху комиссаров «сохраняется временно как переходная форма лишь в тех случаях, когда на месте не успела еще создаться соответствующая советская организация».

 

 


Мы выполняем работы по Муниципальному управлению(решаем задачи, контрольные и т.д.) Выполнение в кратчайшие сроки по приятным ценам! Заполните форму ниже, и получите ответ в течении 30 минут.

Тип работы:
Предмет:
Срок сдачи:
Количество страниц