Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).Вопросы муниципальной службы урегулированы также в специальном Федеральном законе - «Об основах муниципальной службы в РФ» от08.01.1998 г. NQ 8-ФЗ. Этот закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации (указанный закон нуждается в изменении с точки зрения соответствия действующему федеральному законодательству).В соответствии с законом. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также деятельность в органах МСУ, образуемых в соответствии с уставом мо, с установленными обязанностями по исполнению полномочий этих органов и ответственностью за их исполнение.
Для лиц, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы мо, гарантируются социальные права, предусмотренные уставом мо, иными муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством РФ и субъекта РФ.
ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» разделил муниципальные должности на две категории:
. выборные муниципальные должности;
. иные муниципальные должности.
Выборные муниципальные должности замещаются двумя способами:
· в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица);
· на основании решений представительного или иного выборного органа в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (например, председатель представительного органа).
Иные муниципальные должности замещаются путем заключения трудового договора.
Поскольку муниципальная служба в соответствии со ст. 2 Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» не предполагает деятельности на выборных должностях, то к муниципальным должностям муниципальной службы относятся только должности, замещаемые по трудовому договору. Лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими. При этом, в соответствии с законом, на муниципальную службу могут приниматься только граждане РФ, достигшие 18 лет.
Закон достаточно четко разделил полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе организации муниципальной службы.
Законами субъектов РФ должны устанавливаться:
· Реестр муниципальных должностей муниципальной службы. · Соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
· Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы.
Уставами и иными муниципальными правовыми актами должны устанавливаться конкретные муниципальные должности муниципальной службы в соответствии с реестром, определяться должностные обязанности муниципальных служащих, замещающих эти должности и ответственность за их исполнение.
Муниципальными правовыми актами должны регулироваться квалификационные требования к лицам, замещающим должности муниципальной службы. Исключением является должность руководителя финансового отдела или финансового должностного лица, квалификационные требования к которому, в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение этой нормы Федерального закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2004 г. NQ 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и руководителю финансового органа местной администрации».
Муниципальными правовыми актами также должны определяться размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих. Исключение составляют муниципальные образования, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для них размер оплаты труда в муниципальном секторе депутатов, членов выборных органов местного самоуправления определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ (Закон 131-ФЗ, ст. 53).