Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Организация местного самоуправления в России IX – начала XVIII в.в.

Местное самоуправление в России имеет глубокие исторические корни.

В Древней Руси среди политических институтов особое место занимали вечевые собрания, которые не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. По утверждению исследователей, именно на вече зародились первые выборные традиции, сформировались и развивались основы представительной и непосредственной демократии.

Вечевой уклад был распространенным явлением в системе властвования Древнерусского государства вплоть до XIII века. В Х-Х1 веках происходил бурный рост крупных для того времени городов и многочисленных «становищ», «погостов», порубежных крепостей, которые приобретали городские черты..

Города с развитием государственности стали выполнять не только управленческие, ер и политические функции. В них находилась резиденция князя и его администрация, суд, формировалось ополчение и велись дипломатические переговоры. При князе создавался совет, состоящий из бояр, который выполнял роль коллегиально-совещательного органа.

В X-XII вв. окончательную форму принял высший орган власти земель народное собрание - «вече», которое происходит от того же корня, что и слово «совет». В их деятельности могли участвовать свободные граждане, но правом голоса наделялись только мужчины-главы семейств. Обсуждения наиболее острых вопросов продолжались часами и нередко заканчивались рукоприкладством. Меньшинство обязано было подчиняться большинству.

Вече обладало широкой властью, включая законодательную, исполнительную, судебную. В его компетенцию входил принятие законодательство, международные отношения, организация судебных процедур, решение административных вопросов. Князь являлся военно-политическим правителем, выполнявшим также определенные религиозные обязанности.

В Х-ХII вв., кроме Новгорода, во многих землях Древней Руси правителей контролировалась вечевыми собраниями граждан. Псков и Вятка являли пример классических вечевых республик, построенных на началах выборности снизу доверху.

Однако в начале XIII в. основы вечевого строя в Южной и Северо-Восточной Руси были подорваны, затем полностью уничтожены монголо-татарскими завоевателями. В Северо-Западной Руси вечевая демократия была упразднена в ходе становления Московского централизованного государства в конце XV века.

Москве, приступившей в XIV в. к объединению русских земель и вынужденной практически непрерывно отражать внешние посягательства по всем векторам, требовалось резкое усиление государственного централизма.

Наряду с вечевым самоуправлением на Руси издревле существовала как форма народного общежития, основанная на самоуправленческих началах, крестьянская община.

Крестьянская община самостоятельно осуществляла сбор податей и платежей. Повинности распределялись среди всех ее членов «по животам и промыслам» с круговой порукой всех за каждого. Волость имела свой выборный крестьянский суд, строила церкви, школы и другие общественные заведения.

В крупных общинах созывались два вида сходов - большие (как правило, дважды в год) и малые (при необходимости). По существовавшему традиционно обычаю и законодательству в них участвовало все население. По сложным вопросам разворачивалась дискуссия. На принятие решение схода сильное воздействие оказывало мнение старейшин.

Кроме схода существовали другие формы крестьянского самоуправления. В XIV-XV вв. существовал обычай «братчины», представлявший собой коллективные торжественные собрания за праздничным столом. Во время пиров и братчины обсуждались неотложные вопросы, крестьянские нужды, решаться мирские дела.

Литература позволяет выявить функции крестьянского общинного самоуправления. К ним можно отнести такие: административно-полицейская (поддержание правопорядка, внутриобщинных норм жизни и деятельности, предупреждение преступлений и задержание виновных), хозяйственная (распределение и пользование землей, организация производства), кооперативно-благотворительная (взаимопомощь и сотрудничество, поддержка малоимущих, содержание школ, больниц, богаделен), интегративно-коммуникативная (внутриобщинная консолидация в отстаивании собственных интересов, поддержание отношений с местными, уездными, губернскими властями, светскими и церковными институтами, межобщинные связи); судебная (разбор имущественных вопросов, рассмотрение уголовных преступлений внутри общины); налоговая (взимание государственных, мирских сборов, различных податей, недоимок, ведение отчетности, содержание дорог, мостов, переправ).

Община была главной социальной группой крестьянства.

Общинное самоуправление показало свою жизнестойкость: проходили столетия, но русская деревня продолжала сохранять вплоть до XX века сложившиеся с глубокой древности традиционные формы общественной жизни. Долговечность и прочность общины объясняется тем, что она была рациональной социальной и хозяйственной организацией. В общине преобладали неформальные отношений между людьми, проявлялась консолидация и защита селян, внутриобщинная солидарность, сдерживалось разрастание неравенства, ограждался внутриобщинный мир от внешних воздействий. Все это способствовало повышению работоспособности сельского общинного самоуправления.

При реорганизации в конце XV – начале XVI вв. системы «кормлений» и ограничения произвола наместников, которые назначались Москвой в период присоединения новых земель, верховная власть стала давать городским и сельским общинам так называемые «губные грамоты», в которых использовался опыт местного самоуправления вольных городов - Новгорода, Пскова, Полоцка. В определенной мере эта мера способствовала обузданию самоуправства кормленщиков и наместников, обширные полномочия которых выражались формулой “кормленной грамоты”.

Можно говорить о том, что вплоть до середины XVI в. самодеятельность в сфере местного управления не была определена законодательством и развивалась исключительно на основе мирского обычая, как дополнение княжеской администрации.

Во внедрении «самоуправления» сверху немалую роль играло казачество. Как социально-политическая общность оно сложилось к середине XУI в представляло чрезвычайно колоритный симбиоз славяно-русской общины с ее традициями вечевого народоуправства и взаимопомощи, тюркско-азиатской военной системы управления с решающей ролью военачальников и жесткой внутренней дисциплиной.

Войсковой круг являлся высшим органом казачьего самоуправления, в котором отражались вечевые традиции Новгорода, Пскова, Вятки. Ряды казацкой «вольницы» пополнялись бежавшими от помещичьего гнета и царского тягла энергичными и храбрыми молодыми людьми. К концу XVI в. на Дону, Кубани, Тереке, Яике (Урал), в Запорожье образовались казачьи военно-демократические республики, которые, выполняли роль своеобразного барьера в обороне страны против внешних вторжений. В середине XVI в. прежняя система местного управления, особенно ее верхний эшелон, практически прекратила существование. Указом Ивана IV от 1565 года государство делилось на две части – опричнину и земщину. Это влекло за собой драматические и далеко идущие последствия. С одной стороны, права местного управления под жестким государственным контролем расширились. Так, земским властям - выборным старостам и целовальникам – давалось право сбора и доставки в Москву всех прямых налогов; они занимались и организацией земских соборов.

Вместе с тем округ земского старосты представлял собой, как правило, волость или даже одну слободу, вследствие чего местное население дробилось на само обособленные (территориально) анклавы. От участия в земских учреждениях было отстранено дворянство, входившее в состав провинциального общества. Собственно, лишь посадские люди и крестьяне могли выбирать земских старост. Губные старосты избирались только из среды местных дворян.

Данная реорганизация вела к дезинтеграции общества, усилению межсословных противоречий и расколов. В результате преобразований существенно укрепилась бюрократическая централизация. В условиях взаимной оторванности и обособленности мелких местных миров роль московской бюрократии многократно усиливалась.

К идее возрождения местного управления вернулся Петр I, приступив к осуществлению широкомасштабного плана реформирования России. В основном оно реализовывалось на уровне сельских общин. Петр заложил основы городского самоуправления. Главный замысел его административной реформы исходил из государственной необходимости и был призван улучшить местное управление в целях укрепления централизованного руководства.

В 1718-1724 годах была предпринята новая попытка реорганизации городского управления.

Органы местного городского управления носили узко сословный характер, управляли только торгово-промышленным населением. Посадские учреждения находились в полной зависимости от центральной власти. Если в Западной Европе магистраты были относительно «автономными общинно городскими», то в России они были, по сути, правительственными органами, хотя и построенными на выборной основе

Петровская система управления существовала почти полвека и подверглась серьезной модификации лишь в правление Екатерины II, при которой, по существу, были разработаны общие принципы городского общественного управления в России. В апреле 1785 года "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой общероссийского городского законодательства. Городское положение 1785 года утверждало широкое представительство в городском общественном управлении – «все сословность» выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения.

К участию в городском самоуправлении привлекались все горожане или «городовые обыватели», записанные в один из шести разрядов Городовой обывательской книги. Первый разряд составляли «настоящие городовые обыватели» – все те, кто владел недвижимостью, независимо от происхождения, имел звания и занятия; второй – гильдийские купцы; третий – цеховые ремесленники; четвертый – иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу»; пятый – именитые граждане (лица, исполнявшие в течение ряда лет выборную городскую службу, ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, а также банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы); шестой составляли посадские горожане, которые занимались промыслом или черной работой.

 

 


Мы выполняем работы по Муниципальному управлению(решаем задачи, контрольные и т.д.) Выполнение в кратчайшие сроки по приятным ценам! Заполните форму ниже, и получите ответ в течении 30 минут.

Тип работы:
Предмет:
Срок сдачи:
Количество страниц