Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура

В соответствии с Конституцией Российской Федерации мест­ное самоуправление осуществляется гражданами путем референ­дума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через вы­борные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федераль­ном законе N!! 131-ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.

Во-первых, органы местного самоуправления наряду с отдель­ными гражданами, населением всего муниципального образова­ния или его части являются основными субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того, что органы ме­стного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местно­го самоуправления, а органы - вторичными субъектами.

Во-вторых, поскольку местное самоуправление - одна из форм осуществления народом своей власти, то все органы местного самоуправления (как выборные, так и невыборные) должны при­обрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит, другими (невыборными) органами местного самоуправ­ления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных выборах.

Именно эти две возможности формирования органов местно­го самоуправления - непосредственно на выборах или путем об­разования представительным органом - отражены теперь в Фе­деральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N!! 131-ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются из­бираемые непосредственно населением и (или) образуемые пред­ставительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как видим, в этом определении указан еще один важный при­знак - самостоятельность органа в виде наличия у него собствен­ных полномочий по решению вопросов местного значения.

Еще одним признаком органов местного самоуправления явля­ется их организационная обособленность от системы органов государственной власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона N!! 131-ФЗ повторена конституционная норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отне­сения структурной единицы, входящей в систему муниципально­го управления поселения, к органу местного самоуправления этогопоселения:

. орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах, либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования), либо образован представительным органом поселения;

. орган указан в Уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;

. в Уставе поселения определены наименование органа, поря­док его формирования, собственная компетенция, подотчет­ность, подконтрольность и другие вопросы организации идеятельности органа, позволяющие ему принимать самосто­ятельные решения в рамках своей компетенции и участво­вать, тем самым, в решении вопросов местного значения поселения.

. орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Таким образом, не любые структурные единицы или должно­стные лица, участвующие в решении вопросов местного значе­ния, можно считать органами местного самоуправления. Напри­мер, депутатская комиссия, отраслевой департамент, бюджетное учреждение, управление, межведомственные рабочие группы и тому подобные структуры, как правило, не имеют правового ста­туса «органа местного самоуправления». Эти структуры не обла­дают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, их полномочия производны от полномочийиных органов, в состав которых данные структуры входят. Полно­мочия данных структур установлены не уставом муниципально­го образования, а в иных нормативных актах.

Важно, чтобы статус органа местного самоуправления полу­чили те организационные структуры в системе местного само­управления данного поселения, которые созданы для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граж­дан, общественных объединений, субъектов хозяйственной дея­тельности, а также органов публичной власти, т .е. любых физических или юридических лиц, находящихся на территории этого поселения.

Для малых поселений может быть достаточно, чтобы статус органа имели глава поселения, местная администрация и пред­ставительный орган, а также контрольный орган, в том числе единоличный (например, ревизор), при условии его формирова­ния. Несмотря на то, что названные органы могут состоять из структурных единиц, созданных с целью обеспечения деятельно­сти этих органов, подготовки проектов их решений, сами реше­ния будут принимать и подписывать органы, в полномочия ко­торых это входит согласно уставу поселения.

Для более крупных поселений. а также МУНИIIИПальных райо­нов и горопских округов, статус органа местного самоуправле­ния могут получить также финансовый орган, комитет по управ­лению имуществом, территориальные подразделения местной администрации, созданные в отдельных населенных пунктах дан­ного поселения или района, и другие органы. Такие органы бу­дут относится к категории иных в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования. Компе­тенция каждого из них должна быть зафиксирована в уставе, тогда они будут вправе сами принимать и подписывать решения в рам­ках своей компетенции.

Понятие «структура органов местного самоуправлению)

Это понятие введено в юридическую практику статьей 131 Кон­ституции рф в таком контексте: «Структура органов местного са­моуправления определяется населением самостоятельно». Участие населения в определении структуры органов местного самоуправ­ления есть проявление учета исторических и иных местных традиций, а также конкретных сложившихся в поселении условий по орга­низации «своей» власти. Местные традиции, как известно, отлича­лись в разных частях России. Можно бьто созывать казачий кругили сход, избирать городского голову или совет старейшин.

Реализация права граждан на самостоятельное определение

структуры органов местного самоуправления может происходить с использованием двух механизмов:

· прямое волеизъявление на местном референдуме (в муници­пальном образовании с численностью населения M~Hee 100 человек - на сходе граждан);

· опосредованное волеизъявление через выборных лиц (депу­татов представительного органа), которые разрабатывают структуру органов, фиксируют ее в проекте устава муници­пального образования, обсуждают с гражданами на публич­ных слушаниях, а затем принимают устав.

Такая позиция отражена теперь в Федеральном законе NQ 131 (части 5 и 6 статьи 35). Однако касается она только вновь создан­ных муниципальных образований на межселенных территориях или существующих, но преобразованных муниципальных обра­зований, хотя изменение структуры органов местного самоуправ­ления может потребоваться и в процессе муниципального управ­ления при изменении внутренних или внешних условий функцио­нирования данного муниципального образования.

При использовании термина «структура органов местного самоуправления» важно не сужать его содержания до простого перечня органов. К сожалению, в Федеральном законе NQ 131-ФЗ термин «структура органов местного самоуправления» четко не определен, а в некоторых положениях употребляется как пере­чень органов. Например, согласно положению части 6 статьи 34 Федерального закона NQ 131-ФЗ в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референду­ме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного са­моуправления;

2)порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

На самом деле структура органов в поселении считается оп­ределенной, если в уставе поселения установлены:

· перечень действующих в этом поселении органов (как кол­легиальных, так и единоличных);

· способ их формирования (избрание или иной способ наде­ления полномочиями);

· компетенция каждого из этих органов;

· система взаимоотношений и взаимодействия между ними.

Общим положениям о структуре органов местного самоуп­равления посвящены нормы статьи 34 Федерального законаNQ 131 ~ФЗ. Изменение структуры органов местного самоуправле­ния осуществляется не иначе как путем внесения изменений в ус­тав муниципального образования (пункт 7 названной статьи).

Согласно положению части 2 этой же статьи 34, в структуру

органов местного самоvпоавленuя входят:

· представительный орган муниципального образования; · глава муниципального образования;

· местная администрация (исполнительно-распорядительный

орган), контрольный орган;

· иные органы и выборные должностные лица местного са­моуправления, предусмотренные уставом муниципального обра­зования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения78.

Возможность предусмотреть в уставе поселения какие-то иные (кроме перечисленных) органы местного самоуправления в прин­ципе расширяет свободу выбора организационной схемы муни­ципального управления. Разнообразие организационной струк­туры достигается также выбором различных способов перерасп­ределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления, созданными в одном поселении и, а также различными способами перераспределения

полномочий между структурными единицами внутри одного орга­на. Все это в принципе позволяет учесть особенности (политические, территориальные, экономические, социокультурные и т.п.) конкретного муниципалитета, чтобы отразить их в структуре органов.

 


Мы выполняем работы по Муниципальному управлению(решаем задачи, контрольные и т.д.) Выполнение в кратчайшие сроки по приятным ценам! Заполните форму ниже, и получите ответ в течении 30 минут.

Тип работы:
Предмет:
Срок сдачи:
Количество страниц